Название проекта«Семейная академия»- обучающий курс для 20 семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС), проживающих в городе Казани по применению метода прикладного анализа поведения в домашних условияхКраткое описание проектаПроект направлен на решение острой проблемы, препятствующей созданию эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – повышение родительской компетенции. На сегодняшний день активно развивается образовательное направление оказания помощи детям с РАС (в детских садах открываются специализированные группы, частные кабинеты и т.д), при этом работа специалистов направлена на обучение только ребенка. При таком подходе, родителям не хватает знаний, чтобы в домашней среде самостоятельно справиться с проблемами поведения ребенка, частыми проявлениями агрессии. Опрос семей об осведомленности родителей показывает, что семьи испытывают дефицит информации о заболевании своего ребенка, о методах взаимодействия с ним. (https://goo.su/7Vdv). Поэтому мы видим востребованность Проекта «Семейная академия». В процессе реализации проекта не менее 20 семей, проживающих в г.Казани и воспитывающие детей с РАС на протяжении 5 месяцев пройдут курс практических и тренинговых занятий по применению методов прикладного анализа поведения в домашних условиях. Занятия будут проходить в очном формате 1 раз в неделю по 2 академических часа с привлечением опытных сертифицированных специалистов (коуч-тренеров ) в области прикладного анализа поведения. В Программу 40 часового курса войдут 20 лекционных и 20 практических тренинга. Коме того, каждой семье будет оказана индивидуальная консультативная помощь. Новизна проекта в том, что под понятием «семьи» мы подразумеваем близкое окружение ребенка с РАС (не только родителей, но и бабушек, дедушек, дядей, тетей, проживающих вместе с ребенком, и участвующих в его воспитании). Мы ожидаем, что по завершению курса семьи обретут необходимые специальные компетенции, станут полноправными партнерами специалистов, работающих с их детьми. Плодотворная совместная работа каждой семьи станет отправной точкой в расширении круга общения, приобретения новых друзей и единомышленников.Цель проектаОбучить 20 семей города Казани, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС применению методов прикладного анализа поведения в домашних условиях, провести 20 лекционно-практических тренингов с целью повышения их педагогической компетенции в период с января по май 2022 года.ЗадачиРазработать 40 часовой курс лекционных и практических занятий по прикладному анализу поведения с привлечением экспертов.
Провести не менее 20 лекционных занятий и не менее 20 практических тренингов по прикладному анализу поведения для 20 семей, воспитывающих детей РАС.
Проанализировать компетенции семьи в вопросах образования детей дошкольного возраста с РАС при помощи разработанного теста.
Обоснование социальной значимостиПо данным регионального Минздрава, количество детей с РАС ежегодно растет https://goo.su/7VY. Для семей, воспитывающих детей с РАС, помощь, оказываемая на государственном уровне не позволяет получать комплекс услуг в полном объеме. В государственных учреждениях остро стоит вопрос нехватки специалистов, владеющих методами с доказанной эффективностью; в дошкольных учреждениях, где организована помощь детям с РАС часто не хватает бюджетных мест. В период существующего кризиса, финансовое положение семей существенно сужает возможность получения услуг частнопрактикующих специалистов. При этом, в домашних условиях, родители не в силах работать со своим ребенком над развитием жизненно необходимых навыков, на том же уровне, как обученные специалисты из- за недостаточного уровня своих компетенций. Мониторинг образовательных курсов, созданных для родителей с РАС, показывает, что эта форма затратна для семьи (https://goo.su/7veW). Обращение семей, воспитывающих детей с РАС в нашу организацию, доказывает, что для них Проект «Семейная академия» является важной частью комплексной поддержки, определяющая продуктивную командную работу.Целевые группы1. Родители (законные представители), воспитывающие детей дошкольного возраста с РАС.
2. Близкое окружение семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети), принимающие участие в воспитании ребенка дошкольного возраста с РАС.
3. Дети дошкольного возраста с РАС